Мозговой штурм – метод группового творчества

Мозговой штурм – это метод группового творчества, направленный на генерирование как можно большего количества идей по заданной теме. Основная идея заключается в предположении, что люди, работающие в группе, придумывают больше гениальных идей, основанных на предложениях других, чем они могли бы генерировать самостоятельно. Александр Осборн , специалист по рекламе , впервые придумал эту идею в 1942 году , описав ее как особый метод в своей книге «Твоя творческая сила»: «Как организовать и создать команду для создания идей»

Чаще всего используется в менеджменте , бизнесе, при поиске оптимальных процедур или в прогнозировании . Это также свободно переводится как обмен идеями. Используются как дивергентное (творческое) мышление, так и конвергентное (логическое) мышление. Хотя это очень популярный метод, исследования с 1950-х годов показали его относительную неэффективность.

После мозгового штурма следует список Осборна – методика, развивающая уже сформированную идею. Другие техники группового творчества включают, например, Дельфийский метод.

Особые принципы мозгового штурма

Перед тем, как начать мозговой штурм, необходимо назначить модератора, чтобы записать все идеи и убедиться, что тема мозгового штурма четко определена и понятна всем участникам.

Два основных принципа, на которых Осборн строит всю технику, – это некритичность и стремление создать как можно больше идей, независимо от их индивидуального качества. Основываясь на этих принципах, Осборн описывает четыре принципа, которые призваны уменьшить социальную сдержанность среди членов группы и стимулировать формирование новых идей:

  1. Цель – число
    Это правило должно ориентировать группу на непрерывное производство предметов. Он основан на предположении, что количество производит качество. Чем больше идей, тем больше шансов, что среди них будет хоть одна хорошая.
  2. Некритичность
    По словам Осборна, критика нежелательна в процессе генерации новых идей. Главное – создать среду, в которой люди будут чувствовать себя в безопасности и не бояться, что их будут недооценивать за их идеи низкого качества.
  3. Приветствовать нетрадиционные идеи
    Для того, чтобы группа смогла завершить длинный список идей, следует приветствовать нонконформистские и нетрадиционные идеи.
  4. Объединение и улучшение идей
    Одним из ключевых способов создания новых идей должно быть вдохновение уже созданных; их сочетание и преобразование призваны помочь в поиске новых, неожиданных решений.

Фаза

Ход мозгового штурма может значительно различаться, но в своей основной форме он должен включать как минимум следующие три этапа:

В 1 фазе следует описать и обобщить цель встречи. Тема мозгового штурма должна быть четко определена, и должен быть назначен регистратор для записи всех возникающих идей.

На этапе 2 участники группы предлагают максимально необычные и даже гротескные решения. Это наставление и влияние примеров отдельных членов группы на других членов поощряют творчество.

На 3-м этапе происходит критическая оценка идей. Группа коллективно решает, какие идеи имеют ценность и могут быть развиты, а какие могут быть удалены.