Общение, http://www.permama.ru/news/permama/publications/2459.html — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
Трансакция — единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:

Фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
Диалог — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
Опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему.
Подражание
За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным.

За подражанием стоят разные психологические механизмы:

в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт;
в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре;
в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе;
в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.
Классификации сторон общения
В обобщённых классификациях выделяют три стороны общения:

коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами;
интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями);
перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Близкая к первой классификация выделяет такие стороны:

информационно-коммуникативная — приём и передача информации;
регуляционно-коммуникативная — взаимокорректировка действий в совместной деятельности;
аффективно-коммуникативная — изменение эмоционального состояния.
Ещё один вариант классификации:

инструментальная функция — основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда;
синдикативная — сплочение групп;
трансляционная функция — передача знаний, оценок;
самовыражение — поиск и достижение взаимопонимания.
Функции общения
Функции по целям общения:

контактная — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи;
информационная — приём и передача сообщений в ответ на запрос;
побудительная — целевая стимуляция активности;
координационная — взаимная координация и согласованность в совместной деятельности;
функция понимания — адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом;
эмотивная — обмен эмоциями;
функция установления отношений — фиксация своего места в социуме;
функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.
Виды общения
В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Комментарии запрещены.

 

 

 

 

Кухня