Дамба — гидротехническое сооружение, представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения интересах регулирования водных потоков, иногда для защиты от снежных лавин и т. п. Верхняя черепок дамбы может использоваться для дорог и других коммуникаций.

Высота дамбы, предназначенной с целью железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное земполотно не затоплялось высокой водой, причём полотно возвышается над высокими водами мало-: неграмотный менее 1 м. Ширина дамбы поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для того речных и морских дамб — условием устойчивости. Ширина основания дамбы зависит ото ширины её гребня, высоты дамбы и допускаемой крутизны откосов, смотря после роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных дамб предпочитают грунт, далеко не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели невыгодный пригодна.

Откосам земляных дамб придают уклон одиночный или полуторный, так есть ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких дамб устраиваются из-за каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так наз. бермы, шириной в 0,5 м, которые увеличивают несокрушимость дамб и затрудняют размыв откоса водою. Дамбы насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, вдобавок каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый сверху насыпку дамбы, неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной поместья толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же дамбы учащенно засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы дамбы, подверженные напору текучей воды тож ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто равно как откосы дамбы к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Интересах укрепления откосов дамб употребляются также фашины, колья, забитые рядами, плетни изо хвороста и т. д. Если дамба строится на болотистой почве, то вода может проникать под основанием дамбы и способствовать её разрушению. В таком случае надо на первых порах выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и нате этом искусственном основании возвести сооружение. При постройке железных дорог в Полесье, искусственные начала для дамбы в болотах устраивались из деревянных ростверков. При пересечении дорогами обширных впадин почвы, идеже сооружение дамбы значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками. В недавнее минувшее для увеличения устойчивости речных дамб стали делать ядро насыпи с камня или бетона.

Различают дамбы:

напорные оградительные (ограждающие тож защитные дамбы, предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий через затопления);
безнапорные (для регулирования русел рек).
По способу построения:

естественные (много воды может наносить бревна или льдины и устраивать затор; бобры сооружают дамбы в (видах создания заводей, в которых обитают);
рукотворные (созданные людьми).
Сообразно материалу дамбы:

грунтовые (по методу возведения подразделяются на намывные, насыпные и созданные с через направленного взрыва);
каменные;
из каменной кладки;
каменно-земляные;
бетонные;
железобетонные (после конструктивным признакам: гравитационные, контрфорсные, арочные);
из металлоконструкций;
деревянные;
изо специальных искусственных материалов.
По срокам, на которые возводятся:

постоянные;
временные (хоть бы, дамбы из мешков с песком на время наводнений, для отведения водного потока получи время проведения строительных работ в русле реки).

Комментарии запрещены.

 

 

 

 

Кухня