Порой наши детки готовы на все, лишь бы получить то, что им нужно. Чаще всего их манипуляции достаточно предсказуемы, типичны и тайный умысел легко читается: «А мама мне всегда разрешает», «Нам ничего не задали» и т.д. Однако, все не так просто. Что делать, если вы прекрасно понимаете, чего добивается ребенок и вроде бы «не ведетесь», но такое поведение сохраняется.

Скорее всего, каким-то образом  задеты ваши чувства и именно  этим пользуется сообразительное чадо. Например, стыд за отвратительное поведение ребенка в общественном месте. Вполне естественно, что мама с папой готовы на многое, чтобы прекратить невыносимую истерику, скажем, в магазине. К сожалению, когда дитя получает желаемое, например, игрушку, это только укрепляет его нежелательное поведение.

Другой, менее очевидный пример, связан с чувством раздражения. Оно часто возникает в ситуациях, когда, например, ребенок всячески отрицает причастность к нечаянно разбитой чашке. На первый взгляд кажется, что раздражение родителя должно убедить ребенка «больше не обманывать» и «честно признаться». Но гораздо эффективнее в этом случае, если малыш должен будет подмести, убрать, вытереть за собой и, может быть, отдать свою любимую чашку во временное пользование взамен разбитой. Важно, чтобы последствия были адекватными, предсказуемыми, давали возможность исправить ситуацию и закрыть тему. Еще одно хронически «больное» место любого родителя — страх за ребенка и сочувствие к нему. И поэтому, как бы часто мы ни слышали «у меня живот болит, можно я в школу не пойду» или «так сильно голова болит, совсем не могу делать уроки», наше сердце не может не дрогнуть. И тут довольно трудно дать однозначный совет. Во-первых, даже если школьник триста раз обманывал по поводу «больного живота», лишь бы избежать занятий, это не означает, что в триста первый раз он не может заболеть по-настоящему. Во-вторых, существуют так называемые психосоматические симптомы, когда нет никаких физиологических причин, но психологическое напряжение так велико, что ребенок реально чувствует боль. И то, что он, избежав уроков, тут же бежит играть, вовсе не является доказательством лживости. Объясняется это тем, что «угроза» миновала, напряжение спало — и боль прошла. И все же, если такое поведение ребенка повторяется снова и снова, нужно руководствоваться не страхом и сочувствием, а трезвой взрослой позицией. Выясните, что же стоит за этими реакциями; разговаривайте, спрашивайте, наблюдайте. Вариантов много — несделанные уроки, страх перед контрольной, плохие отношения с одноклассниками, несправедливость учительницы и т.д. Только выяснив истинную причину, можно предпринимать какие-то шаги.

Комментарии запрещены.

 

 

 

 

Кухня